Get Adobe Flash player

1501 г.

…“Володимирцы”, “москвитины”, “рязанцы”. Во всех русских городах такие прозвища давались тем людям, которые осели в чужом городе. “Таболины”, “табол” – выходец с реки Таболы. Кто они были, эти люди или человек, давшие название села Таболово? Ушедшие от набегов переселенцы, носившие название реки своей родины как фамилию? В грамоте Ивана III, жалующего земли свои Суздальские сыну Юрию в 1501, году упоминается “Таболины деревни” и “Ивашка Козлов Таболин сын” – тоже владелец села? Река Табола, на берегах которой растут бортные деревья. Река, пахнущая мёдом. Село Таболово – памятник мужеству русских воинов, дошедший к нам сквозь тени времён. Название села – отзвук неизвестных человеческих судеб.

XVII век

Родословцы Московского государства любили бездоказательно выводить основателей московских боярских родов “из Орды”, “из немецъ” и т.п. Это стояло в тесной связи с тем, что и сами московские государи иногда поддавались соблазну вести свой род “из Прус” и от самого кесаря Августа. Но изыскания исследователей, в частности, Н.П. Лихачёва, выдвинули подтверждённую версию происхождения рода Морозовых, в котором триста лет спустя и появится Василий Петрович Морозов, боярин, первый известный владелец Таболова.

1627 г.

Два знатных владельца Таболова упомянуты в “Пехрянской десятине” В. и Г. Холмогоровых так: “Село Таболово на речке Купельне, по писцовым книгам 135 и 136 (1627-1628 гг.), сельцо Московского уезда, Ратуева стана – вотчина боярина князя Ивана Бориса Черкаскаго, что было прежъ того вотчина боярина Василья Петровича Морозова, в сельце находилось крестьян десять дворов и бобылей три двора…”

1669 г.

На “Чертеже земель по Каширской и Фроловской дорогам в окрестностях Москвы” 1669 года Таболово видно, как с высоты птичьего полёта. И рядом с крошечными строениями вотчинникова дома – церковь, деревянная маленькая церковь. Пехрянская десятина упоминает о старой церкви, существовавшей до начала XVII века и упразднённой. По писцовым книгам 1135 и 1136 гг. значится: “В сельце Таболове место церковное, пашни церковные 12 чети в поле, а в дву потомуж”.

1678 г.

В 1678 году сельцо Таболово принадлежало боярину Михаилу Ивановичу Морозову. В сельце числилось семнадцать дворов крестьянских, в которых проживало тридцать девять человек, двор боярский и семь дворов поверенных людей с двенадцатью людьми. Причём эти владельцы села Таболова к Василию Петровичу Морозову не имеют никакого отношения, они просто однофамильцы.

1680 г.

По смерти М.И. Морозова с. Таболово причислено к дворцовому ведомству в 1680 году. В 1681 году сельцо Таболово пожаловано вдове Анне Петровне Хитрово, мамке (воспитательнице) царя Феодора Алексеевича.

1696 г.

В 1696 году “уступила (Анна Петровна Хитрово) сельцо Таболово за 5000 рублей стольникам Фёдору и Андрею Апраксину. Землю поделили: Фёдору – 100 четвертей, так как он заплатил 4000 рублей, а Андрею – 35 четвертей за 1000 рублей”.

1700 г.

Апраксины – известнейшая аристократическая фамилия России. К старшему брату, Петру Матвеевичу Апраксину, Таболово, судя по свидетельству “Пехрянской десятины”, перешло в 1700 году. Здесь он и построил Успенскую церковь.

1704 г.

Обет построения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы дан Петром Апраксиным, вероятнее всего, в связи с победой русских войск в войне со шведами. В июле 1704 года русские штурмом взяли Юрьев (Дерпт, ныне Тарту), а в августе – Нарву и Иван-город. Дни победных штурмов приходятся на канун или сам праздник Успения Пресвятой Богородицы.

1757 г.

В 1757 году внук Апраксина продаёт село князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. По имеющимся сведениям, за 1766 год тогда в церкви Успения Пресвятой Богородицы служили священник Дмитрий Александров 57 лет и дьякон Андрей Дмитриев 32 лет.

1794 г.

В 1794 году сын князя Дмитрия Юрьевича, князь Иван Дмитриевич Трубецкой, продал бригадиру Степану Григорьевичу, сыну Мельгунову, имение. “...За всё вышеназванное недвижимое своё имение денег серебряного рублёвого монетою двадцать тысяч рублей… с помещичьим двором, с садом и прудами, людским и крестьянским строением и со всяким же скотом и со птицы…”

1872 г.

Наталья Алексеевна Мельгунова, как свидетельствует купчая от 6 февраля 1872 г., №112, пр.кн. 6/4, продала имение при с. Таболове, земли 432 дес., 505 саж. на сумму 35000 рублей. От них по купчей от 11 октября 1872 г. имение перешло к Тилю Андрею Осиповичу, купеческому сыну. Купчая от 20 марта 1881 г. №410, реестр 615, креп, кн. 9/5.

1881 г.

“Имение при с. Таболове, с землёю 432 дес., 505 саж., со строениями и лесом, водами и всякими… угодьями стоимостью 40000 руб. Тилем Андреем Осиповичем, купеческим сыном, продано купцу Гаврилову Ивану Егоровичу. Им же по купчей 24/13 от 13 августа 1881 года куплено от Тиля земли при с. Апаринки, Видного тож 52 дес. 600 саж.” Церковь с. Таболово – Успенья 1 дес. 2284 саж. (Нотариальные записи Подольского уезда Сухановской волости).

1921 г.

Таболовская усадьба досталась советской власти в хорошем состоянии. Три дома, строения, скот, сельхозугодья Гавриловых. Пятнадцатого июля 1921 года – первый донос какого-то “доброхота” и не последний протокол в той борьбе с “новыми строителями социализма”. Протоиерей Иосиф Введенский понимает: они пришли не только за его домом и садом. Они пришли, чтобы не было храма. И пока он борется за каждый час службы в нём, за каждый огонёк свечи, храм будет жить.

1934 г.

1 октября 1934 года состоялось окончательное закрытие Успенской церкви в с. Гаврилово Ленинского района. Потом в бывшей церкви будет склад, потом диспетчерская автобазы, водонапорная башня. В 1958 году Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду “ветхое здание церкви, в запущенном состоянии”.

1990 г.

4 ноября 1990 года – особая дата. Первая служба в Успенской церкви г. Видное. Первая служба в первом переданном Русской Православной Церкви храме Ленинского района, открытие которого послужило добрым началом возрождения духовной жизни на Видновской земле. Настоятелем церкви был назначен игумен Тихон (Недосекин).

1992 г.

В 1992 году жизнь храма несколько изменилась, так как он был преобразован в подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря. Одиннадцать лет Успенская церковь служила важным примером возрождения духовности и религиозности нашего общества. За это время не один десяток молодых священнослужителей проходит пастырско-богословскую практику в этом храме.

2003 г.

29 мая 2003 года начинается новая страница истории Успенского храма. Указом Управляющего Московской Епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием назначен новый настоятель и благочинный церквей Видновского округа священник Михаил Егоров. Таким образом, подворье древней обители становится центральным, самостоятельным храмом Видновского благочиния.

2005 г.

10 сентября 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение Успенской церкви. Это был день 300-летнего юбилея храма. На юбилейную дату Успенский храм также посетил губернатор Московской области Б.В. Громов.

2007 г.

4 сентября 2007 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Успенской церкви г. Видное и помощником благочинного церквей Видновского округа назначен иеромонах Софроний (Горохольский).

2013 г.

2 июня 2013 года состоялось освящение девяти новых колоколов и теперь Успенский храм имеет самую большую в Видновском благочинии звонницу, состоящую из шестнадцати колоколов. В 1825 году колокольня храма имела всего пять колоколов, самый тяжелый из которых весил 850 кг. Все колокола были уничтожены в годы советской власти. Теперь, благодаря современным технологиям, на небольшую колокольню удалось изготовить и установить большой колокол весом более двух тонн.

2014 г.

К концу года в Успенском храме г. Видное была полностью завершена фресковая роспись всех стен. Иконография состоит из использования и элементов ярославской, новгородской и палехской техник. В общей сложности нанесено более пятидесяти многофигурных композиций (включая большие «Страшный суд», «Церковь торжествующая» и притчи евангельские), — или более тысячи персонажей.

2015 г.

В храме появились две святыни. Это новый главный храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы» и икона «Избранные святые» с частицами мощей вмц. Екатерины, вмц. Варвары, прп. Сергия Радонежского, ап. Андрея Первозванного, мч. Трифона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Силуана Афонского. Эти большие иконы были установлены в напольные киоты центральной части храма.

2016 г.

К великому празднику Рождества Христова в Успенский храм г. Видное была подарена большая святыня. Это икона Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная в 1907 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Основной смысл иконография данной иконы начинается от заступнической молитвы Богоматери Оранты (что значит «Молящаяся») к Боговоплощению Христа. «Знамение» заключает в себе образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго пришествия Христова. Перед этой иконой верующие люди просят Господа и Его Пречистую Матерь о прекращении бедствий в тяжких скорбях и искушениях, об исцелении различных болезней, о примирении с родными, детьми и соседями, о мире между странами, для избавления от кровной вражды, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников, об избавлении от эпидемий.

Фотогалерея Видеоматериалы Аудиотека Благотворительная столовая Наши издания Юридический кабинет В поисках истины Детские сады Социальная деятельность прихода Православный образовательный клуб для взрослых — Пажить Православный образовательный клуб детского творчества — Асида Православный образовательный клуб для особых детей — Благостыня Православная паломническая служба Успенского храма г. Видное — Пальмовник Приходское собрание Библиотека Настоятели о храме
 
Икона дня
Православный Центр
Попечения Онкобольных

ГЛАВА 9. …И на церквах растут деревья…

  Чем она только ни была пятьдесят пять лет, церковь Успения Пресвяой Богородицы в Таболово. Замышлялся клуб, но вовремя передумали… Такой обычный для многих церквей клуб, где на натянутом полотне экрана будет оптимистично петь Любовь Орлова. «Славься, страна героев…" А страна героев, которую одним махом разагитировали: "Бога нет", уже катит в Магаданы и Мордовию, поминая забытого Бога в зарешеченных вагонах… На стенах, где когда-то висели столетиями намоленные иконы, играют тревожные блики света. И свист, совсем не похожий на церковное стройное пение, когда у киномеханика рвётся лента в трескучем аппарате. Стены выдержат всё.
   Потом в бывшей церкви будет склад, потом — диспетчерская автобазы, водонапорная башня.
   В 58-м Центральная студия документальных фильмов получила у управления культуры Мособлсовета в аренду "ветхое здание церкви, в запущенном состоянии". Стыдливо зачеркнуто "коксохимическим заводом", написано: "использовалось в качестве водонапорной башни". Заместитель директора по техническим вопросам В. Савостьянов сообщает председателю Видновского исполкома горсовета Короткову В.В и председателю общества охраны памятников истории Чеблоковой В.В. в своей записке "О церкви Успенье" , что "до 1962 года были проведены ремонт, проектирование и консервация здания”. Бланк с грифом Центральной студии документальных фильмов: "В 1971 году завершены проектные работы по реконструкции церкви стоимостью 32,8 тысячи рублей. В 1972 году было получено разрешение Совета Министров СССР на использование 100 тысяч рублей на реставрацию этого архитектурного памятника. Работы реставраторов велись с 1972 по 1981 год, фактические затраты составили 238 тыс. рублей…"
 Церковная община, в предверии принятия Закона "О свободе совести и религиозных организаций" от 01.10.1990 года, просит открыть церковь заново. И вот что  находит комиссия: "1) крест колокольни — в полуразрушенном состоянии; 2) на кровле колокольни имеется растительность, в т.ч. деревья; 3) двери колокольни отсутствуют, а дверные проёмы заколочены досками; 4) под углами колокольни белокаменная кладка имеет утраты". А теперь о самой церкви: "1) на правом здании имеется растительность, в т.ч. деревья; 2) в юго-восточной части храма съехало навершие одной из глав церкви с отваливающимся крестом; 3) на окнах церковного здания отсутствуют решётки; 4) весь внутренний интерьер храма искажён вследствие размещения здесь склада студии документальных фильмов; кроме того в ряде мест на стенах имеется плесень. Указанные нарушения наносят трудно исправимый вред памятнику архитектуры начала XVII века – церкви Успения Пресвятой Богородицы".
   "ЦСДФ платило арендную плату,... не имело претензий от производственного бюро охраны памятников…" И второй раз в бедной её, церкви, трёхсотлетней почти жизни, предлагается: а не могли бы верующие молиться лучше в деревне Дыдылдино. Ведь церковь Донской иконы Божией Матери не требует больших восстановительных работ. Конечно, реставрация, произведённая четырнадцать лет назад на такую космическую сумму, что-то себя не оправдывала.
   Почему Видновский горсовет предлагает студии освободить помещение? "Чтобы не подтверждать тезис о наказуемости любого доброго дела" (так и написано!), убедительно просим переориентировать церковную общину". Община, видимо, хорошо прошлась по инстанциям и ездить в Дыдылдино не желает. Да и плесень на стенах, наверное, полезна только киноплёнке, на которой запечатлён архив кинолетописи страны.   Но ЦДРФ просит помощи в получении архиву "помещения полезной площадью 200 кв.м. в ближнем Подмосковье. "Тогда ЦДРФ освободит здание церкви "Успенья". Нашли. Помогли.
   "Зарегистрировать уставы православных приходов…" И среди них – устав церкви Успения Пресвятой Богородицы в г .Видное. Под решением исполнительного комитета подписались председатель исполкома В.В.Коротков и управляющий делами Е.А.Чеблокова.
   Вот так вернулась к жизни церковь Успения в Таблово. Чем она только ни была полвека с лишним? Вспоминать не хочется. А окончить эту главу хочется почти стихотворением — не публиковавшимся ранее документом из архива — описью церковного имущества, составленного священником Введенским в 1922 году. Почти печальным стихотворением-  воспоминанием:
   "Антиминс главного храма и приделов — три и аналои три; венцы для свершения браков метал. — две пары; вино церковное — одна бутылка и восковые свечи — 10 фунтов; дарохранительницы медные, позлащённая и посеребренная две и две евангелий больших, в листе обложенных бархатом; евангелие в ½ листа, облож. малиновым бархатом и метал. верхней доской одна и одна в ¼ листа евангелие, в малиновом бархатном переплёте. Три жертвенника в главном храме и приделах; три иконостаса деревянных в главном храме и приделах; Икон в иконостасе главного храма в металлических ризах — шесть, без риз — тридцать пять; икон в алтаре и других местах храма в ризах девятнадцать, без риз — шесть; икон в правом приделе, в иконостасе, в ризах металлических четыре; без риз и украшений двадцать четыре; икон в левом приделе, в иконостасе, в ризах металлических три, без риз — пятнадцать; кадил — четыре; купель медная, для свершения таинства крещения одна; ковшики металлические два; семисвечник один, в алтаре главного храма; два стола для благословения хлебов и панихиды; хоругва металлич. — два; хоругва на полотне — два; одна водосвятная чаша; чайник медный один.”
   …И на церквях растут деревья. Но труднее вырубать лес забвения в душах человеческих.

Огласительные беседы

Таинство крещения